четверг, 18 февраля 2016 г.

Продавцов нефти спасет революция

Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group выпустила исследование, посвященное тому, что крупным нефтяным компаниям необходимо срочно проводить коренную реорганизацию своего бизнеса. По мнению консалтеров, крупные производители нефти столкнулись не с циклическим, а со структурным кризисом, который начался еще до падения цен на нефть.

В исследовании под названием «Крупные нефтяные компании на пути к реорганизации» Boston Consulting Group отмечает, что доходность бизнеса крупных нефтяных компаний начала снижаться еще до падения цен на нефть. Так, например, «в 1999–2004 годах крупные нефтяные компании обеспечили годовую совокупную доходность акционеров в размере 6,7% по сравнению со средним показателем –2,3% по всему остальному рынку. Аналогичным образом, в период 2004–2009 годов, который включает резкое снижение цен на нефть в 2008–2009 годах, крупные нефтяные компании приносили владельцам доходность в размере 7,3% в год, тогда как индекс S&P 500 продемонстрировал всего 0,4%. Но вскоре картина начала меняться: с 2009 года по октябрь 2015-го крупные нефтяные компании продемонстрировали годовую доходность в размере 2,9%, а компании индекса S&P 500 — 13,6%. Еще до падения цен на нефть в 2014 году в процессе восстановления рынка после кризиса в 2009 году доходность крупных нефтяных компаний отставала от общей доходности S&P более чем на 10% в год. Эксперты BCG отмечают, что «даже при высоких ценах на нефть доходность компаний снижалась. В 2012–2014 годах среднегодовая маржа чистой прибыли крупных нефтяных компаний сократилась с 8% до 5,2%, а к октябрю 2015 года она снизилась до 0,5% за последние 12 месяцев». Авторы исследования объясняют это в частности тем, что «в 1999–2015 годах $0,97 от каждого нового доллара денежных потоков на балансе компаний было вложено в капитальные расходы и использовалось для пополнения запасов. В то же время стало труднее следовать за темпами истощения. В 2009–2014 годах на каждый доллар истощенных месторождений требовалось $1,80 инвестиций для поддержания ресурсной базы по сравнению с $1,60 в 2008–2010 годах».

Говоря о ситуации в ближайшее время, исследователи считают, что в течение следующих трех лет «компании будут самофинансируемыми, если цены на нефть будут лежать в диапазоне от $50 до $80 за баррель, что значительно выше текущего уровня». При этом «большинство компаний планируют капитальные расходы на основе цен на нефть $40–60 за баррель в 2017 году, которые не отражают выкупа акций и дивидендов, составляющих $10–15 за баррель».

Исходя из этого, BCG считает, что крупным нефтяным компаниям «необходима революция. Освобождение от негативных последствий нынешней ситуации требует радикального изменения культуры бизнеса компаний, операционной стратегии и подхода к конкуренции». Исследователи отметили решительные меры нефтяников по сокращению расходов, но считают, что только этого будет недостаточно. В первую очередь необходимо «менять внутреннюю культуру для постепенного внедрения стоимости и постоянных улучшений в качестве приоритетов», что подразумевает постоянный, а не в зависимости от текущих цен, анализ каждой статьи расходов и уровня производительности. Здесь исследователи призывают нефтяников равняться на автопроизводителей, которые уделяют этому особое внимание. Кроме того, компаниям необходимо активнее внедрять изменения в разработке проектов на основе усовершенствованной стандартизации и сотрудничества с поставщиками. Исследователи отмечают, что в последнее время реализация проектов имеет чрезмерно сложную структуру, которую необходимо упрощать или стандартизировать, выбирая соответствующих подрядчиков, которые могут предложить более гибкие модели реализации проектов. Также компаниям необходимо коренным образом изменить свои операционные модели, давая больше автономности в принятии решений специализированным подразделениям, занимающимся такими сложными проектами, как добыча, глубоководная добыча или сланцевая нефть. BCG полагает, что такое изменение системы принятия решений на уровне всей компании позволит оптимизировать организационные процессы и заметно повысить производительность.


Комментариев нет:

Отправить комментарий